Дабы не вводить в заблуждение читателей, безумно любящих животных, а особенно собак, и не тратить их драгоценное время, сразу предупредим – речь пойдет не о четвероногом милом существе с распространенной в собачьем сообществе кличке. В нашем случае, Мухтар – это мотособака или, кто не знает, это гусеничный минивездеход, для передвижения по бездорожью по принципу собачьей упряжки. Только функции собаки или собак здесь выполняет мотор, приводящий в движение гусеничный двигатель, и все это, в свою очередь, объединено в единый самодвижущийся модуль, который тянет за собой сани-волокуши, реже, колесный прицеп (тележку).
Итак, мотобуксировщик Мухтар, который появился на рынке мототехники к началу зимнего сезона, во второй половине 2014 года, благодаря небезызвестной компании «Ирбис Моторс», на старте реализации стал самым дешевым предложением из всех известных на тот момент мотобуксов в России, если не во всем мире. Прибавьте к этому его базовую комплектацию рулевым лыжным модулем, и, казалось бы, можно начинать прыгать от счастья. Но, предвкушая удовольствие, не спешите жадно потирать руки и не торопитесь радостно хвататься за ноутбук и телефон, чтобы скорее сделать заказ в каком-нибудь интернет-магазине.
Отзыв о мотобуксировщике Мухтар
Сосед мой купил на днях новый мотобуксировщик «Мухтар». Хвастался, что он самый дешевый в этом классе. Замечу – на момент премьеры. Согласен, за 40 000 рублей, да еще и в комплекте с лыжным модулем, вряд ли что-то найдешь. Я сам фанат зимней техники, были у меня и мотособака Рекс, и буксировщик Лебедев, в прошлом году взял Прогресс. Катался на мотонартах Тунгуска, миниснегоходе Динго, Пегас и т.д. Так что могу составить субъективный портрет «Мухтара».
Некоторое подозрение сразу же вызывала «цена вопроса», при сборке этого «чуда китайских технологий и инженерной мысли» стало понятно, что она вполне оправдана. Гусеница шириной 500 мм дает бóльшее преимущество, в сравнении с аналогами на 380 мм. Но ее длина напомнила о барсовском Партизане, вязнущем с таким же семилошадным движком не в самых глубоких сугробах, и, в отличие от отечественной «гусянки» курского НПО «Композит», китайская выглядит настолько хуже, что стоит возить с собой запасную, особенно в поездках по лесу.
Сварка – стандартная, китайскоэлектродная. Посоветовал соседу проварить получше проволокой некоторые швы. Вариатор – явно не Сафари, похоже, скутерный, зато в комплекте предусмотрительно есть дополнительный ремень. Лучше бы их там было три, так как при активной езде, как раз, должно всех хватить на сезон. Звезды сделаны, как всегда, из несуществующей в природе марки стали. Катки – с открытыми подшипниками, летом не рекомендовал бы пользоваться, по той простой причине, что катковые тележки тоже не внушают доверия – под нагрузкой тонкостенная конструкция прослужит недолго.
Переднее расположение двигателя с модулем распределяет вес непонятным образом: то ли назад надо класть мешок с песком; то ли сажать пассажира. Но в этом случае есть сомнения, что Мухтар с моторчиком 7.5 л.с. вообще поедет по снегу. Помимо малой мощности, напрягло именно значение 7.5 л.с., так как в модельном ряду мотодвигателей Лифан попросту нет такого агрегата. Есть 7.0 л.с., а значит характеристики либо намеренно завышены, либо двигатели «левые»… они из Китая, но не от официального производителя.
Понравился рулевой модуль – просто, логично и не очень надежно. Попадись под снегом пенек или бревно – несдобровать. Да и заявленная грузоподъемность в 200 кг возможна при движении по накатанной дороге, без уклона в гору, со скоростью пешехода. В целом, можно сказать так: для одноразового буксировщика на один, два сезона – весьма неплохая техника по адекватной цене.
Совершенно точно, что Мухтар – не ездовая собака. На большие расстояния не рискну на нем ехать. Такой мотоснегоход, годится, разве что, для «покатушек» в выходные с детьми недалеко от дома. Остаюсь приверженцем отечественных производителей, пусть в полтора раза дороже, зато проверено и надежно.
Самое интересное, что к декабрю этого же года цена мотобуксировщика Мухтар в интернет-магазинах, как по команде из единого центра, резко подскочила на 7-8 тысяч рублей и составила, порядка, 47-48 тысяч соответственно. Почему? Одни скажут, что причина в удешевлении российского рубля, другие вспомнят про злодеев-маркетологов. Возможно и то и другое. Но, скорее всего, второе – главенствующая причина и изначальная идея: посредством небывалой щедрости, чтоб «влюбились», раскрутить новый продукт, а как только продажи пошли, задрать цены.
Замечу, что при этом, мотособаки других производителей в тот же время не дорожали вообще, или незначительно поменяли ценник в бóльшую сторону. Все прекрасно понимают, что покупательская способность населения резко упала, а рынок буксировщиков и, без того, уже второй год к ряду пребывает в кризисе. Мало того, что у граждан стало меньше денег, и, кроме всего прочего, зима 2013-2014 не задалась снегом, да еще и производством мототягачей сегодня не занимается только ленивый. А зарабатывать как-то надо.
Может быть высказанные выше опасения напрасны. Может быть это мнение ошибочно, но оно далеко не единично. Все высказанные подозрения небеспочвенны. Уверен, мотобуксировщик Мухтар с лыжным модулем непременно найдет своего покупателя и станет ему настоящим другом. Время покажет. Главное, чтобы этот покупатель заранее был морально подготовлен и взвешенно подошел к выбору в пользу маломощных мотособак. Иначе, горечь разочарования и понапрасну потраченные деньги могут надолго отбить желание стать счастливым обладателем настоящего буксировщика.
Банально о важном
Мы все прекрасно знаем, что дорого – не значит качественно, и наоборот. Тем более, что стоимость такого рода техники в принципе не низкая. А значит, прежде чем делать покупку, надо обращать внимание не только на базовый принцип потребителя «цена – качество», но и принимать во внимание другие факторы: где, в каких условиях и как вы будете эксплуатировать покупку. Нужно точно понимать, для чего она вам нужна – для развлечения и удовольствия, для бизнеса или как повседневное средство передвижения, особенно, если вы проживаете в сельской местности, где подобное транспортное средство может реально помогать по хозяйству.
Согласитесь, есть разница – одно дело, два-три раза за всю зиму покататься с детьми за городом или на даче, и совсем другое – регулярно круглый год уезжать на мотособаке далеко, иногда за десятки километров, в лес, например, на охоту. Наверное, никому не понадобится объяснять, что серьезная мототехника стоит денег, нежели техника для утех и веселья. Не будем брать во внимание баснословно дорогие буржуйские образцы, типа гусеничного мотосамоката Шреддер или мотосноуборда Сноупауэрборд. За бугром умеют делать технологичные вещи, при этом, не сильно заботясь о величине их стоимости. И дело тут вовсе не в уровне жизни. Они просто не умеют делать дешево.
Тем же, кому нужен более дешёвый и компактный транспорт для передвижения по снегу, мы можем предложить одноколейный мини снегоход Русак с вариаторной трансмиссией.